АКЦИЯ от www.R3.ru - хостинг сайтов 72р. в месяц. Домен в подарок!

Армия: история деДства


"Деды" в армии: от Петра Великого до Владимира Путина

Армия в России никогда не была райским местом. Ни век назад, ни два, ни во времена Петра Великого. Глупо думать, что именно теперь она превратилась в ад. Тот, кто так думает и заявляет, плохо знает свою историю.

Историки пишут, что главной причиной неуставных отношений и побега военнослужащих в начале ХIХ века был произвол армейских начальников. А еще палочный режим. А еще непомерный срок службы. Не случайно все это попало даже в Воинский устав о полевой пехотной службе. Там четко определена причина побегов солдат из армии: злоупотребления командиров.

Другое средство – непривычная для наших представлений о царском времени гласность. В газетах ежемесячно публиковались списки частей с минимальной и максимальной убылью личного состава. За подтасовку цифр накладывали на командиров немалые взыскания.

Лишь в 1870-е, после введения всесословной воинской повинности, проблема стала терять остроту. Побеги сократились (около 3,5 тыс. в год) из-за резкого сокращения сроков службы.

Вот несколько документов эпохи, свидетельствующих о том, что именно происходило в это время в царской армии. Выдержка из приказа: "Подпоручика Вельяминова за наказание бомбардира Шутимова плетьми – арестовать на две недели и содержать в канцелярии... а Вашему благородию поставляю на вид, дабы в командовании офицерами имели лучшее смотрение и чтобы впредь подобных беспорядков отнюдь не было".

В "Наставлении об осмотре рекрутских дел" аракчеевских времен читаем: "Спросить: каково обращение старых солдат и офицеров с рекрутами? Не установлено ли притеснений и не имеют ли подчиненные жалоб на своих начальников? Ежели по наружному виду рекрут или из разговоров примечено будет, что они угнетены и к ремеслу своему отвращение имеют, то начальнику депо, офицерам и унтер-офицерам сделать приличное замечание".

В том же "Наставлении" содержится требование выявлять факты, когда унтер-офицеры и старослужащие (предтечи "дедов") обирают солдат. Предписано опрашивать солдат, "получают ли жалованье сполна, хороший провиант и достаточную пищу и нет ли каких жалоб о сохранности собственных денег".

Но ни один закон или даже президентский указ не в силах, как выясняется, изменить человеческой психологии. И если одна часть общества считает приемлемыми неуставные отношения, то другая – будет продолжать побеги, пока хватает сил.

Чтобы понять, почему отношения между людьми в современной российской армии сложились так, а не иначе, надо вновь обратиться к истории. Первые упоминания о дедовщине в Красной Армии появились уже в 20-е годы. Любопытно, что неуставные отношения тогда назывались пережитками капитализма. Однако тогда дедовщина не получила массового распространения из-за классовой системы комплектования армии и широких дисциплинарных полномочий командиров. Еще в 50-х годах дедовщины в ее нынешнем виде в российской армии не было. Но, как свидетельствуют данные историков, к середине 60-х произошло сокращение службы с трех до двух лет. И как следствие, новобранцы стали вызывать раздражение "дедов", которые по-своему устанавливали "справедливость".

Но это лишь одна из причин. Другая – массовые призывы амнистированных в 1953, 1955 и 1957 годах. Они принесли в армию уголовные нравы – блатные присяги ложками и черпаками, расправы над младшими командирами, избиение молодых старослужащими. До 1957-58 годов такие явления отмечались в основном на гаупвахтах, затем проникли в казармы.

Заслоном дедовщине могло бы стать наличие сильного унтерофицерского звена. Но его-то как раз и не было. Большинство младших командиров являлись срочниками, что ослабляло их авторитет в армии. Что касается офицерского состава, то он постепенно тоже оказывался в плену уголовной этики. Так и пошло.

Данные современной статистики: в конце 2003 года около двух тысяч военнослужащих российской армии числились в бегах. Бывает, что призванных на службу мальчишек просто не оказывается в живых, говорят эксперты Союза комитетов солдатских матерей. А они продолжают числиться как самовольно оставившие части. И это, к сожалению, стало обычной практикой. Но, заметим, страшные истории из армейской жизни становятся известными обществу только с конца 80-х годов прошлого века. Но с тех пор пока мало что принципиально меняется. Может быть ,действительно, надо начать, как во времена Аракчеева, наказывать командиров, чьи части самовольно покинули солдаты, рублем и вводить публичную гласность. В конечном счете большинство номеров современных армейских частей являются "секретными" для своих граждан, а не для потенциального противника. Или же просто действительно начать проводить такие реформы в армии, чтобы она стала хотя бы социально безопасным местом. В противном случае придется просто смириться с побегами солдат и делать вид, что ничего не происходит. Но это тупик и развал для российской армии.

Ян Шенкман
2005 год



В каком году родилась дедовщина?

Когда сегодня в СМИ заходит речь о пресловутой дедовщине, зачастую утверждается, что эта проблема возникла в Вооруженных силах в конце 1960-х годов. Тогда, напомню, призванные на двух- или трехлетний срок службы новобранцы встретились в воинских частях и на кораблях с солдатами и матросами, сержантами и старшинами, которым предстояло увольняться в запас, лишь «отдав Родине» 3–4 года. С той поры, утверждают многие эксперты и журналисты, и пошло-поехало... Категорически с этим не согласен.

...1954 год. Коридоры военкоматов, стены железнодорожных и автомобильных вокзалов, речных пристаней оклеены приказом министра обороны СССР Николая Булганина, в котором предписывалось явиться на призывные пункты всем советским гражданам мужского пола, появившимся на свет в 1927–1935 годах. Причем в армию впервые в мирное время отправились бывшие заключенные. Почему? По двум причинам. Во-первых, в 1953-м имела место знаменитая бериевская амнистия и многие из освобожденных уголовников продолжали болтаться без дела, наводя страх на мирных обывателей (с самыми отпетыми с трудом удалось управиться к концу года, но осенью «махновщину» призывать побоялись). Во-вторых, ощущалась острая нехватка рекрутов. Ведь из-за безумной коллективизации 1929–1930 годов, следствием которой стал страшнейший голодомор, произошел демографический провал.

В подтверждение этого приведу пример. В 2002 году я впервые в жизни посетил родину своих дедушек и бабушек. Никогда в жизни их не видел, но со слов мамы знал, что мы из староверов и 17 человек из нашей родни в роковые 1930-е погибли в ссылке. В Венгеровском районном ЗАГСе Новосибирской после долгих уговоров мне дали некоторые книги регистрации рождения и смерти. Но в томах 1933–1936 годов в основном значатся усопшие и почти не попадаются новорожденные. Кстати, записи сделаны почти полуметровыми каракулями, чуть ли не по диагонали, в отличие от аккуратных строк в книгах 1920-х годов. То есть репрессии совершенно выбили самый грамотный слой сельского населения России.

В общем, оказалось, что в 1954-м в Вооруженные силы призывать некого. Тогда, как водится, нашли выход и поскребли по сусекам. А сусеки, к сожалению, оказались криминальными, поскольку очень многие из ребят 1927–1933 годов рождения имели за плечами ссылку, побеги, бездомное скитание, попрошайничество, воровство, лагеря и тюрьмы. Иные успели побывать за «колючкой» и дважды, и трижды. Этот контингент прибыл в казармы, и 27-летние ухари-блатари стали в один строй с 19-летними призывниками, зачастую не умевшими дать отпор матерым уголовникам.

Самому мне довелось сиротствовать с 12 лет. Призывался я в Советскую армию в 1955 году, служил на Сахалине, Камчатке и Кольском полуострове. Так вот в нашем полку были солдаты с 200–300 сутками гауптвахты.

Впрочем, та же дедовщина тогда уже вовсю цвела пышным цветом в ремесленных училищах, которые, как известно, были созданы в октябре 1940 года. Могу судить об этом по собственному опыту (в 1949–1951 годах обучался в ремесленном училище).

Да и сегодня проявления дедовщины (правда, не в столь вопиющей форме) можно наблюдать в общеобразовательных школах, в средних специальных и даже высших учебных заведениях. Мне самому приходилось все это видеть собственными глазами за время работы в ПТУ, техникуме и институте.

Александр Егоров, преподаватель
2007 год



Истоки дедовщины в российской (советской) армии

Важность темы и методологические соображения

Тема важна для общего исследования советского общества. Дедовщина – один из пороков, имевших место в период его зрелого развития. Сейчас анализ таких частных болезней важен как часть общего диагноза.

Возникновение дедовщины интересно тем, что появилась она практически мгновенно, и сразу приняла формы довольно развитой субкультуры. Является ли это закономерным для солидарного общества, результатом ошибок руководства, результатом действий деструктивных сил или же следствием стечения случайных обстоятельств - в этом предмет настоящего исследования. Дедовщина, как явление, легализующее угнетение одними людьми других, в миниатюре предварила более глобальный сдвиг в по этому же направлению, совершенный уже всем советским обществом в процессе “перестройки” и разрушения СССР. Фактически для многих советских молодых людей дедовщина стала "школой капитализма".

Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки). В узком смысле дедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.

Прежде всего внимание на дедовщину обращает особый культ, который вокруг нее поддерживается. Именно этот культ и делает ее более живучей, чем другие формы неуставных взаимоотношений. Людям легче покориться, проглотив свою гордость, когда принуждение с помощью грубой силы предварительно подкрепляется солидным философско-теоретическим обоснованием. Если это обоснование действительно грамотно построено, то обычно в применении собственно силы и нет необходимости. Также живучей делает дедовщину своего рода преемственность: "молодой" на первом году хоть и многое вынужден терпеть, но при этом видит, как живется "дедам". А как им живется - ему нравится. Вот и рассуждают многие: ладно, первый год потерплю, но уж зато как сам "дедушкой" стану - оторвусь по полной. Это одна из причин, вследствие которой большая часть призывников сносят издевательства дедов. Кроме это они вынуждаются к этому следующими обстоятельствами: любые действия по официальным каналам получают трактовку “стукачества” - с соответствующими последствиями для молодого солдата. Даже если по его жалобе деда упекут в дисбат, звание “стукача” приклеится к нему намертво.

Хронология возникновения дедовщины

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года. Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.

То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. Это так работают мозги у обычного человека. В этом наше спасение. Ежели старики отказывались верить в дедовщину по причине ее глупости и невозможности, то так и должно быть. Очень хороший индикатор поганости явления. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми. Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение. Вот что стоит за фразой "такого не бывает".

Роль различных причин в возникновении дедовщины в Советской Армии

Все причины можно разделить на две группы: общие причины первого уровня и частные причины второго уровня. При этом частные причины второго уровня, как правило, являются следствием общих причин первого уровня.

Общие причины нулевого и первого уровня

1. Снижение степени солидарности советского общества

Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.

2. Деградация управленческих механизмов общества

Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров. Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.

3. Демократизация общества и ослабление дисциплины

Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре. Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Таким образом, общими причинами первого уровня являются: снижение степени солидарности советского общества, и вследствие этого – деградация управленческих механизмов общества, демократизация общества и ослабление дисциплины.

Частные причины второго уровня

1. Разложение армии в мирное время. Попустительство высшего военного и политического руководства.

Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.
Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.
Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.

2. Ослабление младшего командного состава (старшин, сержантов)

В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних. В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.
Причина исчезновения сверхсрочнослужащих – скорее всего в естественном развитии общества. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.

3. Влияние кампании против стукачества, проводимой “шестидесятниками”.

Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом. Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

4. Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов.

Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.
Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Поэтому пришлось призывать значительно большее количество людей. Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.
Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.
Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.
Косвенно это подтверждается воспоминаниями тех, кто служил во вреня первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Когда те студенты стали дедами, и пришел следующий призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и большая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности. Таким образом, очень многое зависит от внутренней культуры человека. То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По наблюдениям очевидцев, очень легко вписывались в эту систему ПТУ-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.

5. Повод: конфликт поколений.

Конфликт поколений – очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии.
Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы. Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации: 1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призыве, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.; 2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.
Реже упоминают о еще более раннем конфликте, который произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.

Таким образом, демократизация общества и деградация его управленческих механизмов породили систему частных причин второго уровня, обеспечивших возникновение и воспроизводство дедовщины: попустительство высшего руководства привело к ослаблению младшего командного состава в армии, вследствие чего “деды” фактически заняли место младших командиров. Кроме того, произошло ухудшение призывного контингента, в армию стали проникать преступные элементы. Поводом к возникновению дедовщины стал переход с 3-хлетнего на 2-хлетний срок службы, что видимо привело к массовым эксцессам между старослужащими и молодыми. Благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов, эти эксцессы очень быстро развились в устойчивое явление дедовщины.

Существенное влияние оказала кампания против стукачества, проводимая “шестидесятниками”. Эта кампания привела к нарушению обратной связи, вследствие чего оказалось невозможно своевременно распознать опасную сущность явления дедовщины и принять меры к ее ликвидации на ранних стадиях.


Выводы

Главной движущей силой возникновения дедовщины в Советской Армии явилось снижение степени солидарности советского общества. Оно породило комплекс причин первого и второго уровня, обеспечивших возникновение и устойчивое воспроизводство дедовщины.
Снижение степени солидарности советского общества (объективно протекающий процесс) не было своевременно выявлено руководством страны вследствие неадекватности реальности принятой в СССР марксистской модели описания социальных процессов. Поэтому была упущена возможность направить процесс в конструктивное русло, вследствие чего развитие событий пошло по худшему сценарию. Наряду с демократизацией общества и смягчением политического режима обозначилась деградация механизмов управления обществом (что не было неизбежным следствием демократизации). Частным проявлением этой деградации явилось, с одной стороны, ослабление младшего командного состава в армии, а с другой стороны – попустительство высшего руководства страны процессу разложения Советской Армии в мирное время.
Непосредственной причиной появления дедовщины послужило ослабление младшего командного состава Советской Армии (старшин, сержантов) и института сверхсрочнослужащих. “Деды” в казарме просто заняли их место.
Поводом к возникновению послужил переход от 3-хлетнего к 2-хлетнему сроку службы.
Ситуация была усугублена кампанией по борьбе со стукачеством, проводимой “шестидесятниками”. Она сильно способствовало сокрытию дедовщины, т.к. обращение за защитой в соответствующие органы стало более позорным, чем сам факт издевательств. Вследствие этого была нарушена обратная связь, что сделало невозможным своевременно оценить масштаб и опасность явления и ликвидировать дедовщину в зародыше.

2002 год

Яндекс.Метрика
Locations of visitors to this page