АКЦИЯ от www.R3.ru - хостинг сайтов 72р. в месяц. Домен в подарок!

Развод опасен для детей

право знать

Традиционное представление, что дети всегда испытывают привязанность прежде всего к матери, не всегда верно. Исследование причин неврозов у детей позволило специалистам прийти к выводу, что возникают они нередко из-за неприятия ребёнком матери, неблагоприятного воздействия на некоторых несовершеннолетних их матерей.

Осознанное или неосознанное неприятие ребёнком матери может быть результатом раннего отрыва от неё, её нежелательной беременности. Что же касается неблагоприятной для семейного воспитания домашней обстановки, то она подчас зависит от характера матери, её выдержки, такта. Установлено, например, что на детей в семье отрицательно влияет незрелая, инфантильная или авторитарная мать, отвергающая, не принимающая собственного ребёнка1. Аналогична роль сухих, надменных, гиперсоциальных матерей, подменяющих материнское воспитание дрессурой с буквальным и педантичным использованием педагогических рекомендаций без учёта индивидуальности ребёнка, с подавлением его активности. И, наконец, стало общеизвестным, что губительно влияет на несовершеннолетнего постоянная тревога матери в отношении его здоровья. Отсюда слишком обременительный контроль за ребёнком, передача ему своей патологии. А такая забота свойственна прежде всего однодетным семьям, где споры о детях приобретают особо ожесточённый характер.

Правильное разрешение споров родителей о детях предполагает изучение целого ряда обстоятельств, нюансов, внутрисемейных отношений, позволяющих отдать предпочтение одной из сторон. Нередко именно эти обстоятельства скрыты от посторонних глаз, едва уловимы, что требует особых усилий по их выявлению, тонкого и вдумчивого анализа полученных сведений, их сопоставления.

Важно сосредоточить внимание на объективных данных, позволяющих составить представление о действительном облике родителя как воспитателя. При этом в поле зрения суда находятся и такие его нравственные качества, как доброта, порядочность, умение заботиться о другом, особенно о слабых и беспомощных, способность щадить чувства как взрослых, так и детей. Обнаружение таких качеств, их оценка – сложная исследовательская работа, которая становится особенно трудной, когда приходится сопоставлять почти одинаковые по своему существу положительные качества и стороны. Но без такого сравнения вынести объективно правильное решение невозможно.

По мнению специалистов, психическому здоровью ребёнка неизмеримый вред наносится обычно в предразводной и послеразводной ситуации. Но и сам развод "...не является эпизодом в жизни ребёнка, он длительно действующий фактор..."2, влекущий зачастую ухудшение успеваемости в школе, дисциплины, побеги из дома, конфликты с друзьями, требование особого к себе внимания.

Изучение роли развода в жизни детей позволило сделать вывод, что особенно болезненно реагируют на развод и уход из семьи отца 5 – 7 летние дети, прежде всего мальчики.3 А девочки переживают разлуку с отцом особенно остро в возрасте от 2 до 5 лет, в период особого эмоционального развития. Вызванная расторжением брака родителей разлука девочки с отцом оставляет след на всю её последующую жизнь, так как отец для неё первая модель мужчины.4

Второй возрастной период, отличающийся повышенной ранимостью – подростковый, совпадающий по времени с половым созреванием. Он рассматривается специалистами как наиболее уязвимый со всех точек зрения. И если расторжение брака родителей, имеющих детей в дошкольном возрасте, чревато выходом ребёнка из повиновения как в семье, так и в школе, глубоким его неврозом, то у подростков, чьи родители расторгают свой брак, к тому же "...происходит нарушение взаимопонимания со взрослыми, резкая активизация форм отклоняющегося поведения..." 5 Вот почему, если развод действительно необходим, его лучше отложить на более поздний срок. Всё сказанное приобретает особый смысл ещё и потому, что после прекращения брака постоянный ежедневный контакт с ребёнком одного из родителей практически невозможен, даже если имеется договорённость о форме участия в жизни дочери или сына.

Как известно, женщины значительно чаще, чем мужчины обращаются в суд с просьбой о расторжении брака даже тогда, когда разногласия в семье не вызваны алкоголизмом супруга. Не случайно поэтому появилось такое понятие, как "бракоразводная активность женщин". При этом чаще всего истица не задумывается не только над тем, как скажется развод на детях, но какой будет её личная судьба. В распавшейся из-за развода семье мать становится "...центральной, а нередко и единственной фигурой в процессе социализации ребёнка в семье.6 ...утрированные формы любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии, формируют заниженную самооценку детей, способствуют подавлению их самостоятельности".7 К этому можно добавить, что случается, когда усталая, раздражительная, ставшая одинокой из-за развода мать видит в ребёнке источник своих бед и несчастий, что никак не способствует его нормальному духовному и физическому развитию. Вот почему далеко не все разведённые женщины уверены в правильности избранного ими пути.

Бытующее в жизни представление, что дети всегда остаются с матерью, мешает женщине, требующей развода, объективно взвесить его положительные и негативные стороны. Но, как верно заметил психолог А. Егидес, если бы молодые мамы не были на сто процентов уверены, что, уйдя от мужа, они уведут с собой и ребёнка, им куда реже приходила бы в голову мысль о самой возможности развода.8 Отсюда делается заслуживающий внимания вывод: "Не только законодательство, но и судебная практика должны быть построены так, чтобы жена знала: ребёнка с ней могут и не оставить, шансы у них с мужем равные. Тогда развод для обоих будет границей, к которой опасно приближаться." 9

А.М. Нечаева. "Споры о детях".
Москва, "Юридическая литература", 1989

_________________________________

1. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977. С. 13, 27.
2. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 6.
3. Там же. С. 7.
4. Там же.
5. Семья как объект социальной политики. М., 1986. С. 161.
6. Там же. С. 175.
7. Там же. С. 158.
8. Лидер начинает и... проигрывает. Лит.газ. 1986. 1 окт.
9. Там же.

Яндекс.Метрика
Locations of visitors to this page